Докучаев Виктор Алексеевич — заместитель генерального директора по организационному развитию и персоналу.
Выступление Виктора Докучаева «Роль TWI в развитии производственной системы» о том как в результате реализации проектов TWI он сократил срок ввода в профессию с 4 месяцев до 2 недель и получил много других нематериальных эффектов.
Выбора методологии, это не спонтанное такое решение было, в течение, наверное, двух лет мы смотрели некий опыт по рынку, который был, присматривались, ездили по другим предприятиям, смотрели. И в ноябре, когда был пик производства, сели в кабинете у Анатолия Викторовича и получилось следующее – за короткий период времени, в течение месяца на производство должны были зайти порядка 70 — 80 новых сотрудников.
Ну, понятно, что это с точки зрения качества – это угроза предприятию. Соответственно – сразу звонок Сергею, Сергей примчался, в ноябре прошлого года стартанули, стартанули мы под Новый год. Для мясопереработки это достаточно тяжелый пик, потому что высокие продажи. Не смотря на всё это, мы пошли на это и вот этот драйв, который Сергей дал, большая благодарность Сергею, ноябрь, соответственно, и часть декабря мы отзанимались с развитием людей, с методологией знакомство, с обучением людей, наставников, тренеров наставников.
Потом, соответственно, Новый год – продажи, пьяный период этот наш январский. И после января, как раз уже в числах двадцатых, мы продолжили всё это. И такие первые хорошие плоды – вот у меня тема «Роль TWI в производственной системе» — она начала давать с точки зрения качества и развития бережливого производства, очень хорошо первые плоды пощупали. Но первые плоды, что касается экономики, это, наверное, где-то апрель-месяц, апрель — май – это первые уже нотки появились.
Ну, и, собственно, про что этот слайд – про выбор программы по знакомству по рынку. И, наверное, вот весь диалог с Сергеем, который тогда происходил, когда мы пригласили Сергея.
Сергей еще раз рассказал о своей методологии, весь этот длительный путь можно свести к этому анекдоту: — Это такси? — Такси. — А почему без шашечек? — Вам шашечки или ехать?
Вот в результате как раз и получилось так, что мало было такого опыта в рамках России, где эта программа уже действовала, мало, где можно было пощупать, но тем не менее.
- Цели программы, которые мы на тот момент для себя установили:
- снизить количество аварийных ситуаций и травматизма на предприятии;
- сформировать единый корпоративный стандарт процесса обучения;
- создать эффективную технологию передачи знаний;
- сократить сроки обучения и адаптацию молодых рабочих и рабочих, осваивающих смежные профессии;
- снизить долю брака;
- снизить текучесть персонала рабочих профессий;
- создание положительной производственной культуры.
Вот, собственно, то, о чем Анатолий Викторович очень много проговорил. С точки зрения самого процесса обучения, когда разворачивали эту программу, хорошо и наглядно можно было пощупать цикл Деминга.
Стандартизация -> Обучение -> Оценка результатов -> Новые методы. И повтор цикла.
У нас две ситуации – плановое обучение, когда мы планируем, и есть текущее обучение – там, где мы реагируем на какие-то всплески, нарушение по качеству и т.д.
И в одном, и во втором случае у нас процесс обучения проходит 4 стадии: новые методы, стандартизация, обучение, оценка результата.
КАК МЫ РАЗВОРАЧИВАЛИ ЭТУ ПРОГРАММУ:
- Определение целевого состояния (это четкий ориентир для менеджмента – куда идти, для чего, для чего мы это делаем. И главное, не только на уровне менеджмента, а еще на уровне рабочих. Когда приходишь в группы, говоришь – вот у нас программа, методологии, сейчас начнем осваивать, и начинаешь объяснять для чего мы это желаем – как раз приводишь примеры этих целевых показателей, тогда никакого отторжения);
- Определение участков развертывания программы (в Новый год смотрели там, где у нас будет пиковый объем производства – с тех участков начали, и дальше уже поступательно);
- Формирование структуры управления (у нас центр Вселенной получился сотрудник, вокруг сотрудника – группа наставников, чуть выше группы наставников – люди, которые объединяют, планируют и координируют – на тот момент ввели новую должность – мастера производственного обучения, и соответственно мастера производственного обучения подчиняются напрямую в службу персонала);
- Обучение методологии TWI;
- Написание стандартов;
- Разработка системы стимулирования (к вопросу о том, зачем работникам это – здесь поработали в двух направлениях, чуть позже расскажу об этом);
- Запуск процесса обучения;
- Мониторинг процесса обучения;
- Автоматизация процесса (к автоматизации подошли уже где-то в мае-месяце и четко уже понимали, когда раскатали эту программа, программа немножко начала уходить из-под рук, она стала немножко неуправляемой, какие-то места начали проваливаться. Звоню Сергею, что делать? Он говорит – надо автоматизировать. И у нас был блок написания ERP-процессов, об этом тоже вкратце расскажу);
- Анализ результатов процесса обучения (происходит еженедельно – встречи с мастерами производственного обучения, с наставниками. В составе – генеральный директор, руководители подразделений, раз в неделю встречаемся и по каждому участку руководитель докладывает, что у него происходит, что меняется, что они делают и какова ситуация).
СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА
АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
ИЗМЕРЯЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
— ОБУЧЕНО:
мастер производственного обучения – 4 человека;
тренер-наставник – 70 человек;
наставник – 140 человек.
— СОЗДАНО СТАНДАРТОВ – 457
— СНИЖЕНИЕ ДОЛИ ДЕФЕКТОВ – с 2% до 1%, сегодня он где-то 0,9% колеблется.
— СНИЖЕНИЕ ВРЕМЕНИ ВВОДА НОВЫХ СОТРУДНИКОВ – с 3-4 месяцев до 2-3 недель.
О чем, наверное, не сказал – на момент, когда мы начинали, как такового процесса обучения не было. Человека, как в топку, кидали в производство, он сам адаптировался, выплывет – не выплывет, сможет – не сможет, как-то процесс сам варьировался. И был негатив, который вокруг этого процесса возникал. По результатам этой программы, когда садились и делали оценку, понимаем, что процесс ввода в профессию сократился у нас прям в разы – с 4 месяцев до 2-3 недель.
Есть такие профессии, где этот срок немного дольше, потому что там, помимо правильного выполнения операций, люди еще нарабатывают скорость, а это приходит со временем.
НЕИЗМЕРИМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Читайте статью «Как обеспечить бизнес квалифицированными сотрудниками?
Еще больше полезных материалов https://t.me/TWI_SergeySmirnov
Вы можете:
- Заказать рабочую тетрадь мастера, наставника, бригадира https://twipro.ru/workbook/
- Посетить тренинг TWI Базового уровня https://twipro.ru/online/
Дополнительные полезные статьи по теме
«Как обеспечить бизнес квалифицированными сотрудниками?
«Интеграция TWI и принципов управления качеством Шухарта, Тагучи и
Деминга: как это работает».