Меню

TWI – методологическая основа качества в медицине

TWI обычно ассоциируется с обучением в условиях производства. Однако методологию можно применить практически в любой сфере, на любом процессе.

Кейс Республиканской клинической больницы им. Г.Г. Куватова Республики Башкортостан – тому доказательство. Сергей Смирнов, руководитель Центра обучения в промышленности TWI, рассказал, как с помощью TWI персонал медучреждения учили правильно производить гигиеническую обработку рук.

Кейс. TWI в медучреждении

Применяя TWI в Республиканской клинической больнице им. Г.Г. Куватова Республики Башкортостан, мы объединили три инструмента этой концепции: четырехшаговый метод обучения, разработку стандартов обучения и анализ.

Проблема: перед нами стояла цель – снизить риск инфекций при оказании медицинской помощи у медработников и пациентов в связи с распространением вирусной инфекции COVID.

Гигиена рук – один из основных инструментов профилактики COVID и других инфекций. Всемирная организация здравоохранения разработала соответствующие рекомендации, которые используются во всех отраслях и в первую очередь в медицинских организациях, на пищевых и фармакологических производствах. Соблюдение этих рекомендаций – первостепенная мера профилактики для сотрудников.

TWI – методологическая основа качества в медицине

На основе рекомендаций ВОЗ разработаны методики Минздрава, Роспотребнадзора, отраслевые рекомендации по гигиене рук, просветительские плакаты, видеоролики и прочее. Все это по сути – стандарты. По замыслу их разработчиков, все эти памятки и инструкции должны формировать правильные навыки гигиены рук у населения и сотрудников отраслевых предприятий. Так ли это на самом деле?

Давайте остановимся, к примеру, на первом этапе инструкции ВОЗ и рассмотрим его с точки зрения полноты информации для формирования навыка безопасной и качественной работы.

TWI – методологическая основа качества в медицине

Уже на этом этапе возникает много вопросов: все ли мыло, предлагающееся на рынке, способно провести качественную дезинфекцию рук? а «достаточное количество мыла» – это сколько? В инструкциях написано разное, например:

  • Налейте жидкое мыло в ладонь в количестве, рекомендуемом производителем.
  • Налейте достаточное количество мыла в ладонь.
  • Нанесите немного жидкого мыла.
  • Нажмите один-два раза.
  • Нанесите средство в количестве три-пять мл. 

Мы провели эксперимент, нажав один-два раза на дозатор. Посмотрите, у нас физически не хватило мыла для того, чтобы покрыть всю поверхность рук.

TWI – методологическая основа качества в медицине

Слова «достаточно», «необходимое количество» и подобные им не дают однозначного понимания, поскольку у каждого человека свое представление о достаточности. Вроде мелочь? А в результате при проведении процедуры исследования смывов с рук мы получили наличие болезнетворных бактерий, которые в дальнейшем могут быть переданы от человека к человеку.

Статистика
Ученые государственного университета Мичигана (США) установили, что только 5% людей во всем мире правильно моют руки. Тогда как правильная гигиеническая обработка рук позволяет снизить риск кишечной инфекции (в том числе гепатита А и дизентерии) на 50-60%, а риск гриппа и респираторных заболеваний на 15-20%.

Бессмысленно обвинять сотрудников. Изначально проблема – в инструкции. Вывод: инструкция не доносит и не формирует необходимые знания и навыки у людей для безопасной и качественной гигиены рук.

Если посмотреть внимательно дальнейшие рекомендации ВОЗ, то там тоже можно увидеть размытые определения. Инструкция не дает четкого понимания, как, сколько, каков качественный показатель.

Между тем методические ошибки, заложенные в базовые инструкции, распространяются на всю систему

В стандартах и инструкциях, разработанных на основе рекомендаций ВОЗ, не учтены важные ключевые моменты, формирующие модель безопасного поведения сотрудника. Как результат – в процессе обучения эти ключевые моменты не доводятся до сотрудников и необходимые навыки не формируются.

Используя инструкцию ВОЗ и принципы программы TWI, в РКБ им. Г.Г. Куватова разработали новый стандарт обучения, который позволил учесть важные нюансы.

Задачи

Перед руководством больницы стояли задачи:

  • провести инструктаж всего медицинского персонала;
  • проконтролировать получение знаний и навыков по гигиенической обработке рук в сжатые сроки;
  • обучить персонал детально процедурам на рабочем месте без отрыва от производства;
  • убедить персонал в важности качественного проведения гигиенической обработки рук;
  • привлечь внимание руководителей структурных подразделений и медицинской организации к созданию необходимых условий и постоянному контролю гигиенической обработки рук.

План реализации

  1. Издать приказ главного врача «О проведении инструктажа сотрудников с принятием зачета по теме «Гигиеническая обработка рук»;
  2. Разработать стандарт по теме «Гигиеническая обработка рук» для обучения наставников и новых сотрудников;
  3. Провести четырехэтапное обучение персонала на рабочих местах в целях быстрого усвоения знаний с принятием зачета;
  4. Улучшить производственную среду: создать благоприятные условия для гигиенической обработки рук.

Мы проводили исследования смывов с объектов окружающей среды: спецодежды персонала, личных принадлежностей сотрудников , с кнопок лифта, ручек дверей, рукояток кранов и дозаторов, а также с рук персонала. Возбудителей инфекции обнаружили в 14-21% случаев, большей частью на смывах рук и спецодежде персонала. Среди выделенных микроорганизмов 23% – опасные в эпидемиологическом отношении.

В ходе применения методологии TWI был принят и утвержден стандарт гигиенической обработки рук, содержащий:

  • основные этапы обработки;
  • выделенные ключевые моменты;
  • подробные объяснения.

Практическое и теоретическое обучение проводилось на рабочих местах: в манипуляционных кабинетах, кабинетах персонала. Чтобы заинтересовать сотрудников, был использован флюоресцентный бокс для контроля обработки, который наглядно показывал качество гигиенической обработки рук.

Результаты

В итоге проверку знаний и обучение прошли 875 сотрудников – врачей, медсестер, представителей вспомогательных профессий. Результаты инструктажа и зачета занесены в журнал теоретического и практического обучения персонала по системе менеджмента качества. Аудиты, проведенные до и после обучения, показали, что изначально было выявлено 66 несоответствий в действиях сотрудников, а после обучения – всего два. Кроме того, 87,5% сотрудников выполнили гигиеническую обработку рук без замечаний. Также были устранены замечания по объектам окружающей среды общего пользования.

В результате внедрения стандартов TWI и инструктажа на рабочем месте:

  • техника гигиенической обработки рук персонала, получившего «зачет», улучшилась до автоматизма;
  • результаты исследований свидетельствуют об эффективности стандарта TWI;
  • сотрудники осознали правильность выполнения техники гигиенической обработки рук;
  • тема гигиенической обработки рук вызвала бурные обсуждения и принятие корректирующих мероприятий;
  • в большинстве своем получены положительные отзывы;
  • предложено внести стандарт гигиенической обработки рук во вводный инструктаж при трудоустройстве и прохождении практики студентами.

В результате можно сделать простые выводы:

  1. Высокого качества и стабильности невозможно добиться, если в стандартах, методике и организации обучения встречается вариабельность.
  2. Заложенные на старте проекта ошибки распространяются на всю систему.
  3. Для снижения вариабельности процесса надо снижать вариабельность потока создания квалифицированных кадров.

Статья написана в сотрудничестве с Динарой Куловой (врач, к.м.н., заведующая отделом управления качеством медицинской помощи и стратегического развития РКБ им. Г. Г. Куватова)


Еще больше полезных материалов https://t.me/TWI_SergeySmirnov

Вы можете:

  1. Заказать рабочую тетрадь мастера, наставника, бригадира https://twipro.ru/workbook/
  2. Посетить тренинг TWI Базового уровня https://twipro.ru/online/

Дополнительные полезные статьи по теме

«Как обеспечить бизнес квалифицированными сотрудниками?

Главный тренд производственного обучения в 2023 году — решить
проблему нехватки квалифицированных кадров

«Интеграция TWI и принципов управления качеством Шухарта, Тагучи и
Деминга: как это работает».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *