TWI обычно ассоциируется с обучением в условиях производства. Однако методологию можно применить практически в любой сфере, на любом процессе.
Кейс Республиканской клинической больницы им. Г.Г. Куватова Республики Башкортостан – тому доказательство. Сергей Смирнов, руководитель Центра обучения в промышленности TWI, рассказал, как с помощью TWI персонал медучреждения учили правильно производить гигиеническую обработку рук.
Кейс. TWI в медучреждении
Применяя TWI в Республиканской клинической больнице им. Г.Г. Куватова Республики Башкортостан, мы объединили три инструмента этой концепции: четырехшаговый метод обучения, разработку стандартов обучения и анализ.
Проблема: перед нами стояла цель – снизить риск инфекций при оказании медицинской помощи у медработников и пациентов в связи с распространением вирусной инфекции COVID.
Гигиена рук – один из основных инструментов профилактики COVID и других инфекций. Всемирная организация здравоохранения разработала соответствующие рекомендации, которые используются во всех отраслях и в первую очередь в медицинских организациях, на пищевых и фармакологических производствах. Соблюдение этих рекомендаций – первостепенная мера профилактики для сотрудников.
На основе рекомендаций ВОЗ разработаны методики Минздрава, Роспотребнадзора, отраслевые рекомендации по гигиене рук, просветительские плакаты, видеоролики и прочее. Все это по сути – стандарты. По замыслу их разработчиков, все эти памятки и инструкции должны формировать правильные навыки гигиены рук у населения и сотрудников отраслевых предприятий. Так ли это на самом деле?
Давайте остановимся, к примеру, на первом этапе инструкции ВОЗ и рассмотрим его с точки зрения полноты информации для формирования навыка безопасной и качественной работы.
Уже на этом этапе возникает много вопросов: все ли мыло, предлагающееся на рынке, способно провести качественную дезинфекцию рук? а «достаточное количество мыла» – это сколько? В инструкциях написано разное, например:
- Налейте жидкое мыло в ладонь в количестве, рекомендуемом производителем.
- Налейте достаточное количество мыла в ладонь.
- Нанесите немного жидкого мыла.
- Нажмите один-два раза.
- Нанесите средство в количестве три-пять мл.
Мы провели эксперимент, нажав один-два раза на дозатор. Посмотрите, у нас физически не хватило мыла для того, чтобы покрыть всю поверхность рук.
Слова «достаточно», «необходимое количество» и подобные им не дают однозначного понимания, поскольку у каждого человека свое представление о достаточности. Вроде мелочь? А в результате при проведении процедуры исследования смывов с рук мы получили наличие болезнетворных бактерий, которые в дальнейшем могут быть переданы от человека к человеку.
Статистика
Ученые государственного университета Мичигана (США) установили, что только 5% людей во всем мире правильно моют руки. Тогда как правильная гигиеническая обработка рук позволяет снизить риск кишечной инфекции (в том числе гепатита А и дизентерии) на 50-60%, а риск гриппа и респираторных заболеваний на 15-20%.
Бессмысленно обвинять сотрудников. Изначально проблема – в инструкции. Вывод: инструкция не доносит и не формирует необходимые знания и навыки у людей для безопасной и качественной гигиены рук.
Если посмотреть внимательно дальнейшие рекомендации ВОЗ, то там тоже можно увидеть размытые определения. Инструкция не дает четкого понимания, как, сколько, каков качественный показатель.
В стандартах и инструкциях, разработанных на основе рекомендаций ВОЗ, не учтены важные ключевые моменты, формирующие модель безопасного поведения сотрудника. Как результат – в процессе обучения эти ключевые моменты не доводятся до сотрудников и необходимые навыки не формируются.
Используя инструкцию ВОЗ и принципы программы TWI, в РКБ им. Г.Г. Куватова разработали новый стандарт обучения, который позволил учесть важные нюансы.
Задачи
Перед руководством больницы стояли задачи:
- провести инструктаж всего медицинского персонала;
- проконтролировать получение знаний и навыков по гигиенической обработке рук в сжатые сроки;
- обучить персонал детально процедурам на рабочем месте без отрыва от производства;
- убедить персонал в важности качественного проведения гигиенической обработки рук;
- привлечь внимание руководителей структурных подразделений и медицинской организации к созданию необходимых условий и постоянному контролю гигиенической обработки рук.
План реализации
- Издать приказ главного врача «О проведении инструктажа сотрудников с принятием зачета по теме «Гигиеническая обработка рук»;
- Разработать стандарт по теме «Гигиеническая обработка рук» для обучения наставников и новых сотрудников;
- Провести четырехэтапное обучение персонала на рабочих местах в целях быстрого усвоения знаний с принятием зачета;
- Улучшить производственную среду: создать благоприятные условия для гигиенической обработки рук.
Мы проводили исследования смывов с объектов окружающей среды: спецодежды персонала, личных принадлежностей сотрудников , с кнопок лифта, ручек дверей, рукояток кранов и дозаторов, а также с рук персонала. Возбудителей инфекции обнаружили в 14-21% случаев, большей частью на смывах рук и спецодежде персонала. Среди выделенных микроорганизмов 23% – опасные в эпидемиологическом отношении.
В ходе применения методологии TWI был принят и утвержден стандарт гигиенической обработки рук, содержащий:
- основные этапы обработки;
- выделенные ключевые моменты;
- подробные объяснения.
Практическое и теоретическое обучение проводилось на рабочих местах: в манипуляционных кабинетах, кабинетах персонала. Чтобы заинтересовать сотрудников, был использован флюоресцентный бокс для контроля обработки, который наглядно показывал качество гигиенической обработки рук.
Результаты
В итоге проверку знаний и обучение прошли 875 сотрудников – врачей, медсестер, представителей вспомогательных профессий. Результаты инструктажа и зачета занесены в журнал теоретического и практического обучения персонала по системе менеджмента качества. Аудиты, проведенные до и после обучения, показали, что изначально было выявлено 66 несоответствий в действиях сотрудников, а после обучения – всего два. Кроме того, 87,5% сотрудников выполнили гигиеническую обработку рук без замечаний. Также были устранены замечания по объектам окружающей среды общего пользования.
В результате внедрения стандартов TWI и инструктажа на рабочем месте:
- техника гигиенической обработки рук персонала, получившего «зачет», улучшилась до автоматизма;
- результаты исследований свидетельствуют об эффективности стандарта TWI;
- сотрудники осознали правильность выполнения техники гигиенической обработки рук;
- тема гигиенической обработки рук вызвала бурные обсуждения и принятие корректирующих мероприятий;
- в большинстве своем получены положительные отзывы;
- предложено внести стандарт гигиенической обработки рук во вводный инструктаж при трудоустройстве и прохождении практики студентами.
В результате можно сделать простые выводы:
- Высокого качества и стабильности невозможно добиться, если в стандартах, методике и организации обучения встречается вариабельность.
- Заложенные на старте проекта ошибки распространяются на всю систему.
- Для снижения вариабельности процесса надо снижать вариабельность потока создания квалифицированных кадров.
Статья написана в сотрудничестве с Динарой Куловой (врач, к.м.н., заведующая отделом управления качеством медицинской помощи и стратегического развития РКБ им. Г. Г. Куватова)
Еще больше полезных материалов https://t.me/TWI_SergeySmirnov
Вы можете:
- Заказать рабочую тетрадь мастера, наставника, бригадира https://twipro.ru/workbook/
- Посетить тренинг TWI Базового уровня https://twipro.ru/online/
Дополнительные полезные статьи по теме
«Как обеспечить бизнес квалифицированными сотрудниками?
«Интеграция TWI и принципов управления качеством Шухарта, Тагучи и
Деминга: как это работает».