Наставничество на производстве: организационные и методические противоречия. Наставничество есть, результата нет.
В статье речь пойдет об организационных и методических противоречиях наставничества на производстве. В настоящее время основное внимание в развитии наставничества уделяется вопросам организации: разработка положений, приказов, СОПов, систем мотивации, коммуникативных навыков, что само по себе навыки у учеников не формирует, и совсем не уделяется внимание методической стороне формирования навыков. А ведь формирование навыков безопасной, производительной и качественной работы ученика и есть основная цель и ценность наставничества.
На просторах интернета про наставничество есть много информации и наставничество в социальной сфере, и наставничество в образовании, и медицина, и на госслужбе.…
Мы сузим круг обсуждения и предметом нашего исследования будет наставничество на производстве
Человек. Инструкция по применению.
Когда у вас на участке появляется новый станок или другой механизм, к ним прилагается руководство пользователя или техническое руководство, инструкции, из которых можно узнать, как ухаживать за этим оборудованием и поддерживать его в рабочем состоянии, а также руководство по поиску и устранению неисправностей, в котором говорится, что надо делать, когда этот станок или механизм сломается. Для обучения работе с этим механизмом может быть организован специальный тренинг, для работы и обслуживания выделяется квалифицированный специалист, за консультацией наверняка можно будет обратиться в службу технической поддержки или телефон горячей линии, или хотя бы на вашу технику вам дадут какую-то гарантию.
Новых людей руководители нанимают или получают постоянно, но никаких руководств или инструкций по пользованию ни к кому из них не прилагается — хотя, конечно же, «в применении» любой человек всегда несравнимо сложнее любой самой сложной техники. Как же руководителю добиться, чтобы все эти новые люди были в хорошей форме и продуктивно работали? И что делать, когда люди не оправдывают ожиданий?
Методологические подходы и определения программы «TWI обучения» в области наставничества на производстве.
Наставничество — это элемент системы внутрипроизводственного обучения, подсистема потока создания квалифицированных кадров для бизнеса
Целью системы производственного и профессионального обучения является обеспечить бизнес квалифицированными сотрудниками, способными безопасно, производительно и качественно трудится
Наставничество, как подсистема — это процесс формирования знаний и навыков от опытного менее опытному сотруднику. В этой концепции наставником может быть любой сотрудник и линейный руководитель предприятия
Наставничество не призвано заменить систему производственного и профессионального обучения
Цель, ценность, результат процесса Производственного обучения — сотрудник способный безопасно, производительно и качественно трудиться.
Обратите внимание, не имеющий 27-летний стаж работы, шестой разряд и прошедший аттестацию! Ведь эта категория сотрудников также допускает отклонения и нарушения охраны труда.
А сотрудник способный стабильно, безопасно, производительно и качественно трудиться.
Физиологические основы формирования умений и навыков
Физиологические основы формирования умений и навыков обосновали И. П. Павлов, (Павлов И.П. Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности — М.: Учпедгиз. 1950.) И. М. Сеченов («Рефлексы головного мозга» (1863), В. М. Бехтерев, ( «Общие основы рефлексологии человека» 1928 Москва, Ленинград), Ухтомский А.А (Физиология двигательного аппарата… 1928 ), развили Гальперин П.Я (Формирование умственных действий М. 1965) , Бадмаев Б.Ц (Психология и методика ускоренного обучения М.,1998)
навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закрепления
Навык или ценность формируется в момент когда человек сам своими руками берет карандаш и начинает писать буквы, когда сам своими руками установит деталь с нужным расстоянием зажима, с необходимым моментом, зафиксирует ее с необходимыми допусками и отцентрирует ее и при этом он понимает что и для чего он делает.
Традиционные методы обучения рассказать, показать, СОПы, почитать инструкцию, просмотреть видеоуроки и даже шлемы виртуальной и дополненной реальности навыки у сотрудников не формируют!!!
Многообразие и путаница определений наставничества.
На просторах интернета про наставничество есть много информации и наставничество в социальной сфере, и наставничество в образовании, и медицина, и на госслужбе. …
Проект профессионального стандарта Наставник трактует так — профессиональная поддержка обучающихся при освоении профессии в период практики в профильной организации, молодых рабочих и специалистов при вхождении в профессию (должность), иных работников в процессе профессионального и карьерного роста; введение наставляемых в корпоративную культуру, развитие мотивации, ответственного отношения к трудовой деятельности, стремления к профессиональному и карьерному росту;
В Методическом инструментарии по применению наставничества на государственной гражданской службе мы видим такое версии, Наставничество является кадровой технологией, обеспечивающей передачу посредством планомерной работы знаний, навыков и установок от более опытного сотрудника — менее опытному. Наставничество — это форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Ресурс HH Наставничество — это системная передача знаний и навыков от опытного сотрудника к менее опытному. Наставник может быть назначен стажёру, который только что пришёл в компанию, или сотруднику, который сменил должность или подразделение внутри организации.
Журнал Секрет фирмы предлагает свою версию Наставничество — система обучения и адаптации в компании нового сотрудника более опытными коллегами непосредственно в ходе рабочего процесса.
И при таком многообразии понятий естественно возникают ложные представления что достаточно выполнить организационные мероприятия изложенные ниже и в результате работы наставниками у нас появятся сотрудники, которые безопасно, производительно и качественно трудятся
- Издать приказ/распоряжение Разработать положение о наставничестве
- Разработать систему мотивации наставников
- Образовать совет/комиссию по наставничеству
- Назначить наставников и определить лиц, в отношении которых осуществляется наставничество
- Издать приказ о назначении наставников
- Разработать программу и индивидуальный план стажировки
- Определить перечень мероприятий по наставничеству
- Выбрать инструменты реализации наставничества
- Разработать памятки о выполнении обязанностей наставника
- Разработать пособия «Первые шаги» для лица, в отношении которого осуществляется наставничество
- Сформировать списки нормативных правовых актов, обязательных для ознакомления лицом, в отношении которого осуществляется наставничество
- Организовать вводную лекцию для лиц, впервые поступивших
- Создать Интернет-форумы с ответами на часто задаваемые вопросы
- Организовать рабочее место лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в одном кабинете с наставником
- Использовать методы проектного наставничества
- Провести обзорную экскурсии по предприятию
- Провести индивидуальные занятия
- Сформировать пул лучших наставников
- Заполнить наставником формализованного отчета о результатах работы лица, в отношении которого осуществлялось наставничество
- Заполнить руководителем структурного подразделения формализованного отчета об итогах наставничества
- Обработать формализованные отчеты руководителей структурных подразделений, наставников и лиц, в отношении которых осуществлялось наставничество
- Стимулирование работы наставников
- Проведение ежегодного конкурса «Лучший наставник государственного органа»
Более того, на специализированных курсах обучим наставников на соответствие профстандартам в надежде получить результат.
Но! ни один из перечисленных выше и ниже пунктов, навыки у ученика не формирует!
Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт НАСТАВНИК
- Анализировать документы, необходимые для планирования и организации наставнической деятельности, в том числе типовой план наставничества или регламент конкурса профессионального мастерства, под руководством специалиста более высокой квалификации
- Оценивать под руководством специалиста более высокой квалификации готовность к выполнению профессиональной деятельности или конкурсу профессионального мастерства, определять компетенции, умения и знания, которые должны быть освоены в период наставничества, на основе анализа результатов диагностики мотивации и уровня подготовленности наставляемых
- Определять под руководством специалиста более высокой квалификации промежуточные результаты наставничества
- Определять работы, которые должны выполнять наставляемые, их последовательность, объем и требования к качеству с учетом уровня подготовки наставляемых и особенностей технологического (бизнес-) процесса
- Определять формы, методы и периодичность взаимодействия с наставляемыми с учетом нагрузки по основной работе, уровня подготовки и личностных характеристик наставляемых
- Вести плановую документацию на бумажных и(или) электронных носителях
- Знакомить с особенностями корпоративной культуры организации, традиции и правила поведения, требованиями трудовой дисциплины на основе типовых рекомендаций
- Ставить наставляемым задачи в рамках выполняемой (осваиваемой) профессиональной деятельности, подготовки к конкурсу профессионального мастерства
- Использовать формы и методы практического обучения, приемы мотивации с учетом специфики профессии (должности), подготовки к конкурсу профессионального мастерства, возрастных и индивидуальных особенностей наставляемых, обучать планированию, самоорганизации и самоконтролю
- Выполнять деятельность и (или) демонстрировать элементы деятельности, осваиваемой наставляемыми
- Контролировать соблюдение требований охраны труда, санитарных норм и правил
- Строить взаимодействие и общение со стажером на основе наблюдения за его трудовой деятельностью и поведением, текущего контроля освоения (повышения) квалификации, мотивации, развития общих и профессиональных компетенций
- Создавать условия для формирования адекватной самооценки наставляемых, оказывать помощь в осмыслении и преодолении ошибок и спадов в работе, профессиональном становлении с учетом рекомендаций специалиста более высокой квалификации
- Соблюдать нормы делового общения
- Вести контроль и учет производительности труда, продукции, сданной с первого предъявления (для рабочих)
- Проводить текущий контроль и оценку выполнения наставляемыми работ (оказания услуг), их качества, подготовки к конкурсу профессионального мастерства и оперативно предоставлять обратную связь
- Корректировать при необходимости процесс подготовки наставляемого с учетом рекомендаций специалиста более высокой квалификации
- Анализировать процесс и результаты наставнической деятельности под руководством специалиста более высокой квалификации, совершенствовать ее с опорой на опыт
- Проводить входной, промежуточный и итоговый контроль подготовки наставляемых с использованием готовых оценочных средств
- Составлять отчет о результатах работы наставляемых с использованием готовых форм
Почему профстандарт наставника, положения о наставничестве СОПы не помогут предприятию в обеспечении квалифицированными сотрудниками?
Давайте разберемся, почему все эти мероприятия не помогут нам обеспечить бизнес квалифицированными сотрудниками
Мы помним, что навык безопасной, качественной, производительной работы формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закрепления
Наставничество — это процесс передачи знаний и навыков от опытного менее опытному сотруднику. В этой концепции наставником может быть любой сотрудник и линейный руководитель предприятия
Ценность, результат процесса — сотрудник способный безопасно, производительно и качественно трудиться.
Все эти пункты подпадают под методические аспекты наставничества о которых в официальных документах и профстандартах не говорится.
Профстандарт наставника, положения о наставничестве, СОПы навыки не формируют!!!
У наставника должен быть навык обучения!
Но на всех предприятиях каждый наставник обучает как умеет!
И после каждого наставника сотрудники выходят с разным уровнем навыков, внося вариабельность в производственный процесс!
более того, если мы не учитываем это, в результате возникают системные проблемы в наставничестве:
Проблемы системы наставничества на производстве
Углубленный анализ системы наставничества подтвердил наличие глубочайших системных проблем этого института передачи навыков профессионального мастерства. В процессе анализа выявлены проблемы связанные с существующим процессом профессионального обучения:
- Отсутствие структуры обучения на производственной площадке.
- Каждый наставник сам по себе (нет единой методологии).
- Выбор наставника не формализован, наставником может быть назначен любой опытный рабочий.
- Длительный срок обучения (до 18 месяцев).
- Переучивание на разных этапах.
- Отсутствие конкретных актуальных требований к навыкам.
- Отсутствие специального рабочего места обучения.
- Отсутствие стандартизации работ – работы каждый раз выполняются по-разному.
- Существующая система мотивации не способствует подготовке в кратчайшие сроки.
- Несоответствие уровня подготовки наставника современным требованиям к профессии.
- Несоответствие уровня подготовки работника и рабочего места.
- Негибкая система при приеме персонала (противоречие практических навыков аттестации)
- Неэффективная система адаптации молодого специалиста.
- Отсутствие системы подготовки наставников.
- На практике функционал обучения никем не поддерживается.
Решить эти проблемы, развить системы внутрипроизводственного обучения и наставничества, а также получить такие результаты как компании Татнефть, Ремит, Технониколь, Буквоед, Стеклонит, Готек, Лассесбергер, ДМГ МУРИ, МОНДЕЛИЗ способна система внутрипроизводственного обучения Training Within Industry TWI
- Сокращение ввода в профессию с 3-4 месяцев до 2-3 недель
- Сокращение количества ошибок при производстве работ на 40%
- Сокращение брака с 20% до 0
- Повышение производительности на 20%
- Сокращение времени аварийных ремонтов на 30%
- Повышение уровня безопасности выполнения работ
В основе успеха этих компаний лежит система внутрипроизводственного обучения Training Within Industry TWI
Уникальная технология создания потока квалифицированных кадров, которая позволит вам перестать зависеть от рынка труда и стабильно получать результаты.
TWI — это программа обучения, разработанная во время Второй мировой войны, для обучения неквалифицированных рабочих
Читайте статью «Как обеспечить бизнес квалифицированными сотрудниками?
Еще больше полезных материалов https://t.me/TWI_SergeySmirnov
Вы можете:
- Заказать рабочую тетрадь мастера, наставника, бригадира https://twipro.ru/workbook/
- Посетить тренинг TWI Базового уровня https://twipro.ru/online/
Дополнительные полезные статьи по теме
«Как обеспечить бизнес квалифицированными сотрудниками?
«Интеграция TWI и принципов управления качеством Шухарта, Тагучи и
Деминга: как это работает».